12.09.2018

Философский театр – это возрождение отношения к философии

СГМУ Сергей Синицын к.ф.н. , доцент каф. философии

Народный драматический театр СГМУ «Зеркало» (статус народного самодеятельного коллектива присвоен в 2016г.) сложился в процессе развития (взросления) интеллектуального студенческого философского клуба «Зеркало»»(2004 г.). Идея клуба принадлежала мне.

В последующие годы «Философский клуб «Зеркало» становится школой «интеллектуального развития, трибуной для формирования жизненной позиции и формой интеллектуального взросления» актеров и зрителей театра «Зеркало», своеобразной школой мастерства «Интеллектуального, философского театра». В рамках деятельности Клуба организуются циклы бесед и тренингов на следующие темы: «Мир человеческих страстей», «Четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля и характер человека», «Человек-это стиль. Стиль эпикурейца, скептика, стоика, циника, пессимиста», «Человек в мире эстетики. Комедия и трагедия в искусстве и жизни».

Первая театральная постановка — 2010 г. Спекталь — «Ее любви коварный повелитель» ( по пьесе Островского «Бесприданница «). Сцена СГМУ. Первая постановка на сцене театра (Смоленский областной театр кукол им. Д. Н. Светильникова) состоялась в октябре 2015г. Спектакль — «Последняя любовь Дон Жуана» по пьесе Э.- Э. Шмитта «Ночь в Валони»

Идейные кредо Театра «Зеркало»: Философский театр – это философский диалог о смысле жизни, истине, добре и красоте. Диалог режиссера и актеров, учителя и учеников, актеров друг с другом (эмоционально-интеллектуальная среда творческого коллектива, близких по жизненным установкам людей), диалог актеров и зрителей при совместном переживании катарсиса, как очищения и освобождения души.

Философский театр – это форма самоанализа и одновременно глубокого психо-эмоционального воздействия на зрителя. Философский театр есть своеобразная форма логотерапии и внушения, идущая со сцены в зрительный зал, посредством задействования ресурсов интуиции, эмоционального состояния аудитории, скрытого эротизма, иными словами, воздействие на сознание и подсознаниезрительного зала.

Философский театр – это форма «сторителлига» (сказительства), форма обращения к искусству коммуникации, налаживание партнерских отношений, создание единого интеллектуального и эмоционального поля взаимодействия. Данное взаимодействие становится возможным, когда историяперсонажа пьесыстановитсяисторией подлинной жизни актераи одновременно историей зрителя, присутствующего на спектакле,когда осмысленная коммуникация создает единое пространство сцены и зала (Интеллектуально-эмоциональный микрокосм). Такое взаимодействие внушает и закрепляет в сознании всех коммуницирующих субъектов, идеи поставленные автором и режиссером.

Философский театр – это преодоление тенденций абсурда и поставангарда, отрицающих реальность обретения смысла жизни, бегство от пошлости и беспринципности, возрождение социальной значимости театра, как судьи, критика и одновременно создателя новой социальной реальности, признаниетого, что подлинный театр – это не игра и притворство, а сама жизнь, представленная в художественных образах, символах и знаках.

Философский театр – это возрождение отношения к философии, как кискусству нравоучительных притчи сказок, в контексте которых, в иносказательной форме, раскрывается смысл бытия. Философский театр – это «бегство» философии от академической сухости и проповеди догматических ценностей в сферу креативного творчества, свободы и толерантности.

Главное , что объединило наш коллектив — это энтузиазм , интеллект участников и желание играть на сцене. В начале не хватало опыта. Мы разбирали тексты произведений , пытались понять персонажа пьесы как человека , соизмерить поступки героя пьесы с опытом и смыслом собственной жизни. Отсутствие «ремесла» компенсировали глубиной философского анализа и знанием психологии.

Для меня , как руководителя коллектива , было чрезвычайно важно знакомство , тесное творческое общение и многолетняя дружба с режиссером театра им. Маяковского , преподавателем ГИТИСа — Игорем Геннадьевичем Войтулевичем ( в течение восьми лет он был главным режиссером Смоленского театра драмы.), присутствие на его репетициях. занятиях со студентами , общение с ведущими актерами , участниками его театральных постановок в Смоленске.

Для первых спектаклей нашего студенческого театра , сами студенты создавали декорации , подбирали реквизит и костюмы. Сейчас , в оформлении спектаклей мы тесно сотрудничаем с художником театра кукол — Натальей Савенко. Совместно с ней определяем концепцию художественного оформления спектакля.

В настоящее время , в коллективе театра , в основном студенты и выпускники СГМУ. Но , мы искренне заинтересованы в сотрудничестве с представителями других вузов! «Двери нашего театра» открыты для людей любящих театр и желающих играть на сцене.

Пишите мне в ВК. Моя страница https://vk.com/id181952199. Буду рад общению и отвечу всем. Или в нашу театральную группу в ВК. https://vk.com/club_zerkalo_sgmu

Ждем вас на спектакле «Женитьба Фигаро» в середине октября. Показ на сцене Смоленского театра кукол им. Д.Н. Светильникова. Точная дата спектаклей будет объявлена в театральной группе и на моих страницах в ВК и Фейсбук.