Из последнего: роман Джека Лондона «Мартин Иден»
СГАФКСТ Чернецов Максим Михайлович к.п.н., проректор по воспитательной и социальной работеА. В.: Максим Михайлович, В каком возрасте Вы почувствовали интерес к науке? Кто способствовал развитию этого интереса?
М. М.: Добрый день, уважаемые читатели. Приятно начинать цикл подобных интервью. Я уверен, что путь каждого молодого ученого в современных условиях очень индивидуален. С нетерпением буду ждать выхода интервью своих коллег, т.к. уверен, что их истории полны неожиданностей. Про себя могу сказать что, в 2000 году поступил в академию физической культуры и спорта (в то время институт физической культуры), 1-2 курс учебы прошли в полном погружении в учебные дисциплины, среди которых больше всего привлекали анатомия, физиология и теория избранного вида спорта.
Нисколько не слукавлю, если скажу, что научный путь начался с подготовки выпускной квалификационной работы. Все необходимые навыки научного исследования и оформления научного труда заложены были именно в это время. Однако, истинный интерес к науке, на мой взгляд, пробуждается в сотворчестве со своим научным руководителем. Причем на первых порах главенствующую роль играют личность и авторитет наставника. В моем случае произошло именно так. В 2002-м году началось мое сотрудничество с преподавателем кафедры анатомии и биомеханики Сулимовым Алексеем Алексеевичем (ныне проректором по спортивной работе СГАФКСТ). Прикрепившись к этой кафедре для выполнения научной работы на стыке двух дисциплин, мое пребывание продлилось там до 2010 года. Благодарен этому счастливому случаю и судьбе за знакомство с доктором медицинских наук, профессором Дороховым Ратмиром Николаевичем, который разглядел во мне стремление к более глубоким научным исследованиям и предложил продолжать работу в рамках его научной школы. Также, пользуясь случаем, сердечно благодарю коллектив кафедры анатомии и биомеханики за то, что относились ко мне как полноценному члену их команды.
Научные исследования, начатые в 2005 году и завершившиеся в 2010 в виде защиты диссертации, проходили в условиях катастрофической нехватки современных методик. Имевшееся тогда оборудование в большинстве случаев собиралось самостоятельно или же это были отживающие свой век приборы. Чего нельзя сказать о современном положении дел. Считаю, что лаборатории нашей академии на порядок лучше стали укомплектованы, многие преподаватели прошли обучение по работе на сложном научном оборудовании. Несмотря на это, считал и считаю, что в научном деле на первом месте стоит творческая идея или задумка и только потом методика исследования, которая призвана доказать или опровергнуть гипотезу.
А. В.: Легко ли было понять, что «Ваше», а что – нет?
М.М.: В процессе десятилетней научной деятельности интересы по странному стечению обстоятельств поменялись кардинально. Оставаясь в рамках одного и того же предмета (учебно-тренировочный процесс в спортивных играх), считаю что раздел физической подготовки принципиально исчерпан. На данный момент, полностью поглощен темой формирования игрового мышления футболистов. Получается, что к одному и тому же предмету исследования сейчас подхожу с противоположной стороны, а так как в современной литературе наблюдается дисбаланс этих разделов комплексной подготовки спортсменов, считаю своей задачей привести эту ситуацию в гармонию.
Наверное, только после десяти лет работы стал принимать самостоятельные и взвешенные шаги в настоящей науке и идти по этому пути, сообразуясь со своими вкусами и интересами. Может ли этот путь быть более коротким и всегда ли он сопровождается методом проб и ошибок, не могу сказать точно. Уверен, есть и точечные попадания, но очень редки. Думаю, что необходимо пройти хоть какой-нибудь путь.
А. В.: Как новые знакомые реагируют на сообщение о том, что Вы – ученый?
М.М.: Действительно, когда знакомишься с людьми, не относящимися к сфере высшего образования, подобная информация вызывает некоторое удивление. Есть представление о том, что кандидат наук это человек с определенными взглядами на мир и определенным статусом. Но практика показывает что, впечатление о человеке создается в рамках живого общения и очень быстро собеседник не придает ни какого значения этому факту и дальнейшее общение складывается исходя из общих интересов.
А. В.: У Вас есть хобби? Легко ли Вы отвлекаетесь от научных задач или обдумываете их и вне работы?
М.М.: Когда поглощен научной проблемой то этот процесс всецело захватывает и даже ночью продолжаешь думать и работать. Наверное многие молодые ученые согласятся со мной, что в науке есть понятие схожее с понятием спортивной формы. Когда находишься в таком состоянии, то переключаться на что-то другое не возникает желания. К сожалению, очень часто бывает, что возникает некоторое утомление и даже истощение. Поэтому с опытом приходит и навык дозирования времени на работу и на отдых. Отдых в моем случае, это занятия физической подготовкой. Не нашел еще более действенного средства для переключения. Быть может еще чтение художественной литературы.
А.В.: Думаю нашим читателям будет интересно узнать какую художественную литературу вы предпочитаете?
М.М.: Из последнего: роман Джека Лондона «Мартин Иден» и «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Кто не читал, очень рекомендую.
А. В.: Как обычно проходит Ваш рабочий день? Как удается совмещать административную, педагогическую работу и спортивные тренировки?
М.М.: Сочетание административной, педагогической работы и поддержание физической формы требуют четкого планирования. На помощь приходят несложные навыки тайм-менеджмента. Первая половина дня обычно посвящена работе со студентами, далее работа с документами. После 17-00 это всегда физическая подготовка, целенаправленная работа над которой проходит в сотрудничестве с заслуженным тренером России по легко атлетике Федоровым Леонидом Леонидовичем. Еще одной стороной моей разноплановой деятельности является судейство соревнований по футболу среди профессиональных команд.
А. В.: Максим Михайлович, спасибо за интересную беседу. Желаем Вам успехов во всех сферах деятельности.