06.02.2016

Международная научно-образовательная деятельность высшей школы как инструмент современной геополитики

СГАФКСТ Бышевская Анастасия к.г.н.,председатель совета молодых ученых

К концу XX века рынок образовательных услуг развился в полноценную отрасль мирового хозяйства. При постановке задач высшей школы в области международного сотрудничества государства преследуют в том числе и геополитические цели. В «Национальной доктрине образования в РФ», определяющей стратегические цели высшей школы до 2025 года выделяется задача интеграции образования и науки в общемировом пространстве, путем подготовки специалистов, отвечающих мировым требованиям, способных своевременно и качественно решать актуальные задачи современного гражданского общества.

Данная проблема затрагивает интересы широкого круга ученых: экономисты, политологи, геополитики, педагоги, историки и географы. Международная деятельность, по мнению автора представляет открытую систему поэтому при ее оценке следует учитывать не только прямые, но и обратные связи между ее компонентами. Системный подход предполагает, что международная деятельность не может осуществляться и развиваться без связи с другими составляющими ВУЗа (материальная база, социокультурная среда, инновационная и проектная деятельность). Теоретико– экспериментальный компонент исследования заключается в разработке модели стратегии международной деятельности на примере ВУЗа (СГАФКСТ) трансграничного региона (граница РФ и РБ. В процессе построения модели можно выделить следующие этапы:

Предварительный анализ статистики позволил выявить следующие проблемы развития международной деятельности в ВУЗах России:

По данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) в 2013-2014 гг. в Российской федерации обучаются студенты из173 стран. Наибольшее количество студентов приезжает в российские ВУЗы из стран СНГ (40%); страны Азии традиционно занимают второе место (36%);страны Африки замыкают тройку лидеров (6,5%). Только 5% от общего числа въезжающих в страну студентов представители стран Западной Европы. Подобная география иностранных студентов имеет исторические предпосылки и является традиционной для советского и постсоветского периода. Может ли измениться удельный вес европейцев от общего числа обучающегося в России студенческого контингента? Надо ли менять это соотношение в контексте геополитических интересов России? На эти вопросы академическому сообществу и государству в целом придется ответить в ближайшие годы. В подобной ситуации некоторое географическое преимущество получают регионы находящиеся на западных рубежах страны: Белгородская, Ленинградская, Псковская, Смоленская, Брянская области. Но обозначенные выше проблемы, в частности отсутствие необходимого уровня межкультурной коммуникации, существенные различия в содержании учебных программ и способах их реализации, слишком медленная интеграция в Болонскую систему, лишают привлекательности провинциальные ВУЗы.

На этом фоне актуализируется проблема разработки модели международной деятельности регионального ВУЗа в условиях интеграции России в общемировое образовательное пространство с учетом современной геополитической обстановки. Разность подходов и концептуальных направлений, лежащих в основе разработки стратегий развития международной деятельности в ВУЗах России обусловлено как особенностями географического положения, так и специфической направленностью образовательных учреждений.

Привлечение иностранных студентов для обучения в РФ имеет особую роль с точки зрения геополитической безопасности государства и формирования позитивного имиджа России в Мире. Очевидно, что каждый студент – иностранец приезжающий на учебу в той или иной мере адаптируется не только к ВУЗу, но и особенностям жизни в другой стране: к культуре, традициям, существующей системе норм и моральных ценностей. Иностранные студенты – это будущие потенциальные партнеры Российского государства в сфере экономики, политики, образования, спорта, культуры. На основе студенческой дружбы, сформированной в годы пребывания в нашей стране будут завязываться новые деловые отношения и взаимовыгодное сотрудничество.

Таким образом, правильно подобранное и организованное сопровождение профессиональной ориентации, самоопределения и психологической поддержки воспитательно-образовательного процесса иностранных студентов, будет способствовать повышению престижа и социальной значимости не только отдельно взятого ВУЗа, но государства в целом.