03.05.2020

«В 5 класс я ходил в школу, расположенную в соседнем селе на расстоянии 5 км…»

Смоленский филиал всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации им. А. Н. Костякова. Новиков Алексей Николаевич Старший научный сотрудник

Современная наука доступна каждому, нужно лишь захотеть, попробовать, приложить некоторые усилия и первые шаги сделаны. Но так было не всегда. После Великой Отечественной войны наша страна переживала огромные, ужасающие последствия и разруху. В связи с этим, даже обычное обучение в школе во многих местах казалось трудно достижимой целью. Но некоторым, самым настойчивым и терпеливым всё-таки удавалось достичь немалых успехов в научной деятельности. Одним из таких ученых является Алексей Николаевич Новиков, кандидат сельскохозяйственных наук.

Здравствуйте, Алексей Николаевич! Расскажите, пожалуйста, через какие трудности Вам пришлось пройти, чтобы получить образование?

— В первом классе я начал учиться, когда еще шла война. Наш поселок, так у нас называли маленькие деревни, был полностью сожжен. Только одна хата частично уцелела. В ней и проходил учебный процесс. Все четыре класса сидели вместе. Учительница занималась то с одним классом, то с другим и т. д. Распорядок дня устанавливался произвольно.

В 5 класс я ходил в школу, расположенную в соседнем селе на расстоянии 5 км. Там плотность учеников была очень высокая, сидели по три человека за партой, причем все одетые, как на улице. Уроки проходили шумно. На переменках часто дрались. Не помню, чему я научился тогда, но читать и писать умел. В следующие два года меня в школу не пустили, отец сказал: «Еще мал». Ну вот пасти коров и овец я вполне годился. Что поделаешь, время было такое. Характерным для этого периода была жуткая бедность. После 1953 года жить стало легче, и я окончил семилетку без особых приключений.

Дальше я учился в районной школе, жил с друзьями на частной квартире. Школа для того времени была хорошей и окончил я ее без троек в 1958 году. В этом же году я поступил в Белорусскую сельскохозяйственную академию на агрономический факультет.

Учеба в академии была напряженной. Если кто расслаблялся и получал на экзаменах две тройки, то в следующем семестре стипендии ему не давали. Характерным явлением для большинства молодежи, моих сверстников, в тот период была бедность, хотя мы и наши близкие много работали. Такова была эпоха. После окончания академии в 1963 году мне присвоили квалификацию ученого агронома и я стал работать в Краснинском районе Смоленской области в качестве главного агронома совхоза.

С чего начался Ваш путь в науку?

— В науку я пришел уже со сложившимся представлением своих будущих приоритетов. Дело в том, что в условиях Смоленской области часто приходилось проводить посев и уборку сельскохозяйственных культур при повышенной влажности пахотного слоя почвы. О качественном выполнении полевых работ оставалось только мечтать. К этому времени исследованиями уже было установлено, что переувлажненные земли нуждаются в комплексной мелиорации, то есть в совмещении осушения с агромелиоративными приемами, способствующими окультуриванию подпахотного слоя почвы. Известно было и то, что почву пахотного слоя нельзя перемешивать с подпахотными суглинками, так как урожайность резко снижалась. Не было эффекта и от безотвального глубокого рыхления, поскольку корни растений не проникают в бесплодный суглинок, а его уплотнение быстро достигает исходного состояния. Цель нашей работы состояла в том, чтобы путем рыхления с одновременным глубоким внесением органических удобрений коренным образом и на длительное время окультурить осушаемые дерново-подзолистые почвы, улучшить условия жизнедеятельности растений, а также дать агробиологическую и экономическую оценку этому методу. Для такого внесения к рыхлителю РУ-65/2.5 конструкции ЦНИИМЭСХ (г. Минск) нами было изготовлено приспособление, которое показано на фото. До этого такая идея никому в голову не приходила.

Вы можете перечислить Ваши самые интересные достижения и научные работы?

— По результатам наших исследований по названной проблеме опубликованы следующие основные работы:

► Действие глубокого рыхления с внесением органики в подпахотный слой на водно-физические свойства осушаемых почв и урожай ячменя. В сборнике «Водный режим осушаемых почв Карелии». Петрозаводск, Карельский филиал АН СССР, 1981 г.

► Экономическая эффективность внесения органических удобрений в разрыхленный подпахотный слой на осушаемых суглинистых почвах. Экспресс-информация, Серия 2 «Осушение и осушительные системы». ЦБНТИ, выпуск 9, 1982 г.

► Плотность почвы и урожай. Журнал «Земледелие», №8, 1983 г.

► Глубокое внесение органики. Журнал «Картофель и овощи», №11, 1983 г.

► Мелиоративная наука на Смоленщине. Журнал «Мелиорация и водное хозяйство», 2005 г.

По разным проблемам нами опубликовано всего 57 работ, в том числе два авторских свидетельства на изобретение.

Что побудило Вас заниматься именно агрономией?

— Почему я выбрал именно эту область знаний? Да потому что в своей «глухомани» ни о чем другом не имел представлений. А агрономия вмещает в себя очень много разнообразных отраслей и специальностей: земледелие, почвоведение, растениеводство, животноводство, луговодство, механизацию, мелиорацию, метеорологию, водное хозяйство и многое другое

Трудно ли было стать кандидатом наук?

— На этот вопрос я отвечу словами великого мыслителя Карла Маркса, который писал, что в науке нет широкой столбовой дороги и только тот достигнет ее сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам.

Какой совет вы бы дали молодым ученым и подрастающему поколению?

— Быть целеустремленными. Ориентироваться на наших великих предков: М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, И. В. Курчатова, С. П. Королева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Г. К. Жукова и других знаменитых соотечественников.

Большое спасибо за интервью


С нами беседовал человек, прошедший невероятный путь от ребенка войны до кандидата наук — Новиков Алексей Николаевич!